к списку тем

с чего начинается теппинг

Меня много раз уже спрашивали как надо начинать играть теппингом и что и как именно играть. Ответить на эти вопросы я не могу, поскольку ответы на них сильно зависят от целей. Но могу рассказать как это было у меня.
Kогда-то давным-давно, как это случается у некоторых гитаристов, захотелось мне сыграть "Полёт шмеля". Сел, подобрал аппликатуру, позанимался, довёл до более-менее высокого темпа и понял, что полёта (именно так, без кавычек и со строчной) не получается - скорее что-то типа бензопилы.
Примерно так:
Ну оно, конечно, тоже прикольно - попонтоваться и всё такое, но идея сыграть именно так чтобы получился полёт, не выветрилась.
Следующее что я попробовал - ислпользовать легато. Получилось куда лучше, легче и воздушнее, но что нервировало, так это щелчки от тех нот, которые всё-таки надо было играть медиатором. Потом появилась идея защипывать не медиатором, а подушечками пальцев правой руки. Так получилось почти так как надо, но сразу же возникла мысль: ежели правая рука всё равно не использует медиатор, то почему бы не использовать теппинг? Сказано - сделано. Звук сразу получился такой как надо, и легко - без ухищрений, но была одна проблема: в "Полёте шмеля" очень неудобная последовательность нот - либо приходится очень резко сдвигать левую руку, либо можно сжульничать и пару "ненужных" нот удалить, что, например, сделала Дженнифер Баттен. А в моём понимании это халтура - сыграть произведение значит сыграть его точно по нотам, максимум скорректировав тональность, чтобы вписаться в другой инструмент. Иначе это уже не это произведение, а, в лучшем случае, вариация на тему.
Сперва попробовал обойтись сдвигами т.е. слайдами. Более-менее получалось как надо, но слайды всё же чувствовались и звучали не так убедительно как остальные ноты. Поэтому решил попробовать присоединить второй (средний) палец правой руки - теппингом, на грифе. Получилось на пару тактов продвинуться вперёд, но дальше возникла та же проблема, поэтому пришлось вовлечь ещё и третий (безымянный) палец. Вот тут всё стало на свои места. Поначалу было очень трудно - двум "новым" пальцам было очень непривычно в новой роли, поэтому пришлось "воспитывать" - придумать пару простеньких хроматических фраз примерно таких и какое-то время их от души подрочить. В итоге пальцы начали работать, "Шмеля" я сыграл и получилось как надо, но тут меня посетила следующая мысль: выходит, один мизинец остался в аутсайдерах, как-то неправильно. В результате включил в дело и его.
Вполне закономерно, что следующей мыслью стало играть различные партии правой и левой рукой независимо друг от друга. О Стенли Джордане я тогда слышал, но никаких его записей у меня тогда не было, я просто знал, что такое, в принципе, возможно.
Достал "Хорошо темперированный клавир", выбрал подходящую вещь и стал разучивать. Это был 6-й прелюд. В левой руке там восьмые, а в правой шеснадцатые триоли арпеджио. Хоть было и непривычно, но получилось довольно легко, поскольку ритмики правой и левой руки были в жёсткой сцепке. Потом сыграл второй прелюд.
Далее попробовал сыграть 1-е скерцо Шопена и ничего не вышло - чересчур большой диапазон и высокая скорость. В результате "обошёлся" "Фантазией-Экспромтом".
Дальше играл какие-то несложные мелодии типа "Подмосковных вечеров" и "Лестниц на небеса", играя левой рукой аккорды или переборы.
Типа такого (пардон за неудачную запись - даже на видео видно, что не выспавшийся):
Одно время серьёзно подумывал забросить медиатор и перейти полностью на теппинг, но потом пришёл к двум выводам. Первый: если играть на сцене одному, даже две независимые партии каждой рукой, звучание получается "пустое", насыщенности нет. Настоящий бас гитарой не заменить - "низа" нет. Не говоря уже о барабане. Т.е. бас и барабан всё же нужны. А второе это то, что из-за отсутствия медиатора, звучание получается чересчур ровное. Это с какой-то стороны хорошо, но быстро наскучивает. Именно динамика (читай перепады громкости и резкости) это то, что не даёт нашим ушам и мозгам скучать.
Поэтому теппинг оставил как приправу, чтобы периодически ввинтить что-то скоростное. Ну и для вещей, которые должны звучать соответствующе, к примеру тот же "Шмель".
А совет дам только один: если хотите играть теппингом, побольше разбирайте. Того же Стенли Джордана, Т.Дж.Хелмериха да и вообще всего что нравится. А дальше станет понятно, как продолжать и продолжать ли вообще.