к списку тем

легато

В базовой теории музыки этот термин обозначает слитное звучание последовательно извлечённых нот. Т.е. когда отзвучала одна нота, после неё нет микропаузы - сразу начинается следующая.
Применительно к гитаре этот термин сохраняет свой основной смысл, но к нему прибавляется ещё и принцип звукоизвлечения. А именно, если играются несколько нот на струне, то первая из них защипывается (медиатором или ногтем) а остальные исполняются щипками пальцев левой руки.
Например, играется следующая последовательность нот (числа это номера ладов):
-3-4-5-6-
Здесь нота на ладу 3 защипывается медиатором, а остальные - начиная с лада 4 играются просто выстукивая соответствующими пальцами левой руки. Поскольку первая нота (лад 3) извлекается медиатором, в тот момент когда нужно взять следующую ноту, струна уже колеблется и энергия колебания частично передаётся в новую ноту. И так далее. Этот приём называется hammer-on, что означает стучать, барабанить. Вот как это выглядит в медленном темпе - смотрим видео (2.74 мб).
Это что касается восходящих фраз. В случае с нисходящими же происходит следующее.
K примеру, играется фраза:
-6-5-4-3-
Тут медиатором играется нота на 6-м ладу, 4-м пальцем. Дальше - он сам дёргает струну, оставляя звучать ноту на 5-м ладу, прижатую 3-м. И так далее до первого пальца на 3-м ладу. Этот приём называется pull-off - сдёргивание. Здесь "закон сохранения энергии" тоже работает. Энергия колебания ноты на 6-м ладу частично передаётся ноте на 5-м и т.д. Смотрим видео (3.58 мб).
В обоих случаях, описанных выше, можно играть и без защипывания первой ноты. Тогда первая нота должна выстукиваться соответствующим пальцем левой руки.
подход
Бытует мнение, что легато это некая техника для облегчённой быстрой игры. Легато действительно проще в освоении, чем техника переменного штриха. Однако это не означает, что это "халтура", которая используется там, где ПШ не тянет. Хотя очень многим именно так и кажется а в результате это приводит к вопросам типа: "А у меня легато не получается".
Здесь важен вопрос восприятия. Стоит понять, что легато это просто одна из техник, ею тоже можно играть медленно и делать это, исходя из того, какой нужен звук. И если она в принципе нужна, то стоит делать это постоянно, наравне со "щипаными" техниками - ПШ и свипом. Почему я оговариваюсь "в принципе" - потому что кому-то эта техника может быть не нужна совсем, например некоторым гитаристам, играющих на акустиках.
Вот пара примеров соло, которые почти не содержат быстрых пассажей и которые, в принципе, можно сыграть, выигрывая все ноты переменным штрихом. Однако обратите внимание на правую руку, она используется довольно пассивно - основная работа делается левой.
Попробуйте наиграть какую-нибудь несложную мелодию, используя, по возможности, легато. Например "Подмосковные Вечера". Сыграть ритмически точно, ровно, с уверенным, громким и чётким звуком. Очень может быть, что вы уже играете Мальмстиновские скоростные пассажи и думаете, что легато уже освоен. Но при этом вполне может оказаться, что данный тест вам не по плечу. Это означает, что над легато вам только предстоит начать работать.
Первое (уже было выше) - введите легато в свой "обычный рацион". Играйте разные мелодии и отдельные фразы, играя всё легато, насколько возможно. Сделайте возможность играть всё также легато естественной для себя. Чтобы, когда нужно что-то сыграть, вы исходили бы по большей части из того, какой звук нужно получить, а не как получится сыграть. И играли бы автоматом легато или не легато, не концентрируясь на этом.
В начале играйте только медленно, старайтесь ощущая поштучно каждый щипок pull-off-а или стук hammer-on-а.
звук
Занимайтесь как на выключенном инструменте, так и в аппарат - на чистом звуке и на перегрузе. При этом не выкручивайте гейн перегруза сильно, лично я предпочитаю 30-50%. Иначе он будет сильно компрессировать и играть станет легче, но и грязи будет больше. На выключенной гитаре и чистом звуке играть особенно тяжело, просто надо привыкнуть, что пальцы должны бить сильно и надо побольше практиковаться.
комбинации
Полезно играть фразы с максимально разнообразными последовательностями пальцев левой руки. Я не буду расписывать много табулатур, но их можно (и очень желательно) строить самим. Вот пример: пальцы левой руки располагаются на первой струне на 4х смежных ладах, скажем 3-4-5-6-м. Теперь играем разные комбинации типа:
Надеюсь, принцип понятен.
игра по всему грифу и всеми пальцами
Играйте на всех струнах, во всех позициях, особенно трудно играть легато в первых и последних позициях. В первых позициях широкие лады и нужна хорошая растяжка, чтобы играть некоторые фразы. В последних - лады очень узкие, пальцы плохо помещаются. Следовательно помимо энергии, тратящейся на собственно hammer-on-ы и pull-off-ы, какая-то энергия тратится также на то, чтобы стиснуть пальцы вместе.
Стоит использовать равноправно все пальцы. Это означает, например, не заменять 4-й - 3-м пальцем, а 3-й - 2-м. Стоит уделять большое внимание третьему пальцу. Физиологически он сильно связан со вторым и четвёртым, поэтому его труднее всего "воспитывать".
чистка грязи
При игре на дисторшне чувствительность гитары резко повышается и появляется много лишних призвуков. Некоторые из них появляются от того, что пальцы не только прижимают нужные струны, но и слегка касаются соседних, особенно нижних (более тонких). Для того, чтобы этого избежать, указательный палец надо расположить ближе к грифу, чтобы он касался также и нижних струн и глушил их, особенно непосредственно соседнюю нижнюю.
Вот как это выглядит, когда первый палец играет на 4-й струне. Первый палец не выполняет функцию баррэ (иначе нижние струны будут звучать), а просто слегка касается нижних струн, особенно третьей.
On the 4-th string
А здесь первый палец уже играет на 3-й струне и слегка касается 2-й.
On the 3-d string
Эта проблема может быть не так заметна на чистом звуке или выключенной гитаре. Поэтому чистку грязи лучше всего производить на перегрузе. Kак уже было сказано, именно он лучше всего показывает всю грязь.
Вышеописанный вариант решает проблему нижних струн - более тонких, но что делать с более толстыми? А их должна приглушать правая рука - ребром ладони. Приглушать можно также вообще все струны. В этом случае легато звучит более стаккатно, но не так жёстко, как при переменном штрихе.