к списку тем

предплечье, кисть, пальцы

Наверное, у каждого, кто начинает играть медиатором на гитаре возникает законный вопрос: "А какая же часть правой руки должна работать"?
Я выделяю четыре основных варианта.
вариант первый: запястье
Kто так играет: Пол Гилберт, Джон Петруччи, Винни Мур и много других.
Так же играю и я - смотрите видео (400кб)
Наиболее компромиссное решение. С одной стороны, движение очень простое по своей природе - работает только запястье и задействовано минимальное количество мышц. С другой стороны достигается достаточная амплитуда для быстрых и комфортных переходов со струны на струну.
вариант второй: пальцы
Kто так играет: Ингви Мальмстин - смотрите видео (194кб), Эрик Джонсон
Помимо некоторых мышц, управляющих запястьем, также задействованы практически все мышцы большого и указательного пальцев. Поэтому получается чересчур сложное движение, которое трудно довести до комфортного автоматизма и при этом получить высокую скорость при переменном штрихе.
вариант третий: предплечье двигается параллельно деке гитары
Kто так играет: Грег Хоу - смотрите видео (140кб)
Работает только предплечье, запястье и пальцы не задействованы. Следовательно движение достаточно несложно. Но мышцы предплечья не предназначены для совершения таких мелких и точных движений. И этому также не способствует масса двигающейся части руки. Поэтому исполнение прыжков через струны будет затруднительно. И, наконец, рука быстрее будет уставать, поскольку расходуется больше мышечной энергии.
вариант четвертый: предплечье работает вращательно от локтя
Kто так играет: Едди Ван Хален (играя тремоло) - смотрите видео (162кб)
Kак и в предидущем варианте (вариант 3) работает только предплечье. Для совершения щипка совершается вращательное движение с осью-предплечьем, при этом рука опирается на гитару только у деки. Но для переходов между струнами требуется такое же движение как в варианте 3. Поэтому движение осложняется, а недостатки варианта 3 остаются. Впрочем, если со струны на струну не переходить часто, тремоло играются весьма неплохо, что Ван Хален и делает.
Те недостатки, которые, на мой взгляд, есть в последних 3-х вариантах не означают, что так играть нельзя. Просто определенные возможности будут ниже, чем при игре первым вариантом.
ещё о кистевом движении
Обобщая, можно сказать, что есть 3 варианта расположения руки при кистевом движении. Смотрите следующие схемы. Синим отмечено основание кисти, красным - медиатор. Если посмотреть на траекторию движения, очевидно, что наиболее высокое KПД у второй схемы. Потом идёт первая, а затем (самая неэффективная) - третья.
Теперь рассмотрим плюсы и минусы этих трёх схем на примерах.
под углом к струнам
Плюсы:
параллельно струнам
Плюс: Максимальное KПД.
Минусы:
перпендикулярно струнам
Плюс: наиболее расслабленное положение правой руки т.к она наименее согнута в локте.
Минусы: